Правильное питание детей и подростков

Одним из факторов, которые оказывают наибольшее влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей и подростков, является питание.

У детей в связи с высокой интенсивностью обменных процессов и преобладанием ассимиляции над диссимиляцией потребности в пищевых веществах и энергии на 1 кг массы тела выше, чем у взрослого человека. Суточная потребность детей в энергии с возрастом меняется и на 1 кг массы тела составляет: до 1 года — 502-418 кДж (120-100 ккал), в 1-2 года — 418- 376 кДж (100-90 ккал), в 2 -5 лет — 376-335 кДж (90-80 ккал), в 6-9 лет — 335-293 кДж (80-70 ккал), в 10-13 лет — 314- 272 кДж (75-65 ккал) и в 14-17 лет — 272-209 кДж (65-50 ккал). В питании детей большое значение имеет сбалансированность нутриентного состава рациона. Соотношение белков, жиров и углеводов должно быть 1: 1: 4.

Белки. Особенно велика потребность детей в основном пластическом материале — белке: в возрасте до 1 года — 2,2-3 г/кг массы тела в сутки; 1-3 лет — 2; 4-6 лет — 1,7; 7-12 лет — 1,5; старше 12 лет — 1 г/кг массы тела в сутки.

Массовая доля полноценных животных белков в рационах детей высокая: в молодом возрасте (от 1 года до 6 лет) — 65-70%, в школьном — 60% от суточного количества белка (у взрослых — 55%). У детей старше 1 года на долю белков должно приходиться 15% всей энергии пищевого рациона (у взрослых -11-13%).

Жиры, их значение в питании детей разнообразное. Жиры используются для пластических целей, служат источником необходимых в детском возрасте витаминов А и D, фосфолипидов, полиненасыщенных жирных кислот и других биологически активных веществ. Недостаток жира в детском питании сказывается на иммунобиологических свойствах организма, а избыточное содержание его в пище приводит к нарушению обмена веществ, пищеварения, ухудшение использования белка.

Энергетическая ценность рациона питания в раннем возрасте должна обеспечиваться за счет жиров на 30-40%, в школьном — примерно на 30%. В питании детей используют как животные (преимущественно молочные), так и растительные жиры (источники полиненасыщенных жирных кислот), причем массовая доля растительных от общего количества жира составляет 15-30%. Масло вводят в пищу с 1,5 года.

Смалец, сало, говяжий и бараний жиры, маргарин, комбижир и другие кухонные жиры не рекомендуется использовать в питании детей дошкольного возраста. В рационах школьников их содержание не должно превышать 20-25% от общего количества жира.dieta_dlya_podrostkov_i_detey

Углеводы. У детей в связи с высокими нерегулируемыми (основной обмен в 1,5-2 раза выше, чем у взрослого человека) и регулируемыми (большая двигательная активность) затратами энергии процесс гликолиза протекает легче и с большей интенсивностью, чем у взрослых. Поэтому у детей потребность в углеводах, особенно в легкоусвояемых, повышенная (в пересчете на 1 кг массы тела). За счет углеводов у детей старших 1 года покрывается в среднем 55% суточной потребности в энергии.

Такое соотношение поддерживает стабильный уровень сахара в крови. Особенно ценными источниками легкоусвояемых углеводов являются фрукты, ягоды и их соки, поставляющих глюкозу и фруктозу. Последние легко и быстро перевариваются в детском организме в гликоген. В питании детей сахара (с учетом поступления их с кондитерскими изделиями) должны составлять около 20% от общего количества углеводов.

Витамины. Потребность в витаминах у детей в связи с интенсивным ростом и обменом веществ повышена. Дети более чувствительны к недостатку любых витаминов, чем взрослые. Особое значение в детском питании имеют витамины А и D. Витамин А влияет на интенсивность роста скелета и функцию эндокринных желез, особенно гипофиза, который обеспечивает регуляцию процессов роста. Витамин А стимулирует рост, регулируя фосфорно-кальциевый обмен, он способствует нормальному развитию и формированию скелета. Потребность детского организма в витамине D удовлетворяется за счет экзогенного поступления (в составе пищи, в основном за счет молочных жиров) и эндогенного синтеза в организме под действием ультрафиолетовых лучей. Поэтому дети летом и весной должны как можно больше находиться на открытом воздухе. В детском питании важное значение имеет витамин Е, который существенно влияет на рост и развитие организма. Потребность в нем повышается в периоды интенсивных занятий спортом и других физических нагрузок (стимулирует развитие мышц). На обмен веществ, рост и развитие организма прямо или косвенно влияют все витамины. Например, аскорбиновая кислота участвует в процессах роста, способствует нормальному развитию соединительной ткани, образованию остеоидной ткани в костях, дентина в зубах.

Минеральные вещества являются пластическим материалом для нормального формирования костной, мышечной и нервной ткани, в том числе клеток головного мозга, они необходимы для образования гемоглобина, синтеза гормонов железами внутренней секреции. Наибольшее значение для детского организма имеют кальций, фосфор, магний, железо, йод. Кальций. Дети нуждаются в повышенном количестве кальция, так как он является основным структурным элементом костной ткани. Значение кальция большое, особенно в период активного роста и оссификации. В этот период необходимо систематически включать в пищевой рацион молоко и молочные продукты, которые не только содержат значительное количество кальция, но и улучшают общее соотношение в рационе кальция и других веществ, способствуя их лучшему усвоению. Важным источником кальция является также яичный желток, мясо, орехи, бобы, овсяная крупа, овощи и фрукты. Фосфор принимает активное участие во всех обменных процессах, ему принадлежит главная роль в обеспечении нормального функционирования ЦНС. Потребность в фосфоре значительно увеличивается во время физических нагрузок. Хорошо усваивается фосфор, содержащийся в продуктах животного происхождения (молочные, мясные и рыбные продукты, яйца), и значительно хуже тот, который содержится в злаковых и бобовых продуктах. Магний участвует в обмене веществ, особенно оказывая влияние на кальциевый обмен, играет важную роль в передаче нервного возбуждения и нормализации возбудимости нервной системы. В случае недостаточного поступления солей магния могут возникать тетания, трофические изменения кожи.

zdorovoe-pitanieВода. Роль воды в питании детей очень велика, так как сложные жизненно важные процессы организма происходят в водной среде. Вода является обязательной составной частью клеток и тканей, на ее долю приходится около 65% массы тела человека. Вода необходима для выведения из организма конечных продуктов обмена. Детский организм теряет за сутки около 1,5-2 л воды. Потребность в воде зависит от возраста. Дети 1-го года жизни употребляют воды около 150 мл / кг массы тела, 1 года — 3 лет — 100 мл, 3-7 лет — 60 мл и старше 7 лет — 50 мл воды на 1 кг массы тела. Это количество воды поступает в организм как в виде питья, так и с пищевыми продуктами. Важным условием обеспечения детского организма питательными веществами является максимальное усвоение пищи, для которого необходим строгий режим питания. Правильный режим питания обеспечивает нормальное функционирование пищеварительного аппарата, полную усвояемость пищи, также равномерное снабжение и своевременное пополнение метаболического резерва организма питательными веществами в течение суток.

Пять приемов пищи для детей — это идеально. Суточную общую энергоемкость следует распределять в течение дня так: первый завтрак — примерно 20%, второй завтрак — примерно 15%, обед — около 30%, промежуточный прием пищи — примерно 10% и ужин — примерно 25%. Завтрак для школьника особенно важен. Он снова заполняет депо для углеводов, которое за ночь опустел, и повышает концентрацию сахара в крови. Это важно прежде всего для умственной работоспособности.

Промежуточный прием пищи также для детей особое значение для поддержания работоспособности равномерно в течение дня. Итак, можно предотвратить физиологическим спады работоспособности, например, после обеда (время выполнения домашних заданий).

25% школьников страдают от избыточной массы тела и переедания. Целью терапии, направленной на эту проблему, является изменение привычек питания и подвижности ребенка. Часто причинами бывают конфликтные ситуации или стрессы в школе, которые следует преодолевать с помощью соответствующих специалистов.

Причиной отсутствия аппетита могут быть как органические заболевания (инфекции верхних дыхательных путей, вирусные инфекции и др.), Так и психогенные нарушения.

Похожее ...