Специалист «Пищевые технологии и инженерия»

1(26)Рассматривая вопросы формирования современной концепции технологического образования, нельзя не учитывать опыт, который был накоплен за всю предыдущую историю высшего образования. Высшая школа наработала большой опыт подготовки специалистов для общественного питания. Деятельность предприятий общественного питания была строго регламентирована (строгое использование стандартов, нормативов, инструкций). Основными требованиями к специалисту были знания, умения и дисциплинированность. Поэтому базовыми составляющими образовательного процесса периода социализма были стандартизированы знания и усердие выпускника. Именно они определяли содержание учебного процесса и требования к квалификации выпускников как средней, так и высшей школ. Эти требования оправданы в период превращения страны в мощную индустриальную державу. Хочется отметить, что технологическое образование этого периода имело достаточно высокий уровень.

Общая промышленная кризис повлиял на обе образовательные системы. Кризис коснулся всего образовательного сектора.
Используя образовательную наследство советского периода, нельзя не учитывать изменения в обществе, сформировали новый взгляд на выпускника высшей школы. Модель механизма формирования образовательной системы в условиях индустриального и постиндустриального общества характеризует изменения взаимосвязи средней и высшей школ, изменение взаимосвязи государства и образовательных учреждений.
Характер этих взаимосвязей в индустриальном и постиндустриальном обществах имеет один и тот же контур, но разное наполнение звеньев цепи, расположенных внутри этого контура.
Сегодня выпускники средних школ имеют слабую теоретическую подготовку. Состоялась разбалансированность уровней образования. В связи с этим перед высшей школой существует проблема адаптации выпускников средних школ к программам фундаментальных дисциплин высшей образовательной системы. Это достаточно сложная задача, которую приходится решать педагогическим коллективам вузов. Но, к сожалению, в научной среде высших учебных заведений системно этот вопрос не обсуждается. Вместе с тем, мониторинг качества подготовки студентов первого курса показал ее низкий уровень.
Скорее всего взаимоотношения вузов со школами должны строиться по модели, характеризующий уровень связей между разноуровневыми образовательными системами, уровень контактности этих отношений, уровень интеграции приложений из фундаментальных дисциплин, их гибкость и тому подобное.
Надо отметить, что изменился связь вузов с производством. В условиях индустриального общества государство возлагало на производство продолжения выполнения обучающих функций в отношении молодого специалиста. Безусловно, это создавало некоторые противоречия между вузом и производством. Но эти противоречия «смягчались» государством. Фактически старая модель подготовки специалиста должна отработанный механизм рассмотренных связей, обеспечивала хорошую практическую подготовку (три года практики в вузах и три года практики после окончания вуза, гарантированной государством).
Но если показать связь образовательной системы с государством в современных условиях, то необходимо отметить существенное снижение роли государства в решении тех задач, которые приходится решать высшей школе в настоящее время.
Необходимо отметить также существенные изменения в производственной среде, в которое попадают наши выпускники. Общепит в условиях постиндустриального общества превратилось в систему нового типа — ресторанное хозяйство, что имеет небольшой социальный сектор и большой сегмент коммерческих предприятий. Фактически произошла глобальная «модернизация» общественного питания, широкое использование предприятиями зарубежного опыта, предоставления ими широкого спектра услуг, существенно отличаются между собой. То есть современный выпускник идет работать в предприятия, в которых могут решаться специфические задачи, требующие практической подготовки, применимой только в формате конкретного производства. А это значит, что нашему выпускнику
приходится решать «нетипичные задачи», то есть принимать решения в различных проблемных ситуациях, совершенно неожиданных для него. А неожиданных по той причине, что в вузах не моделировались характерные особенности этой деятельности. Их сложно предсказать. При этом нельзя забывать, что понятие «Пислявузивськая практика», что защищалась государством в период социализма, понятие «Молодой специалист», стали не востребованными в современной жизни.
Сегодня любое предприятие заинтересовано в специалисту, имеет опыт работы в системе, способному качественно выполнять свои обязанности сразу после окончания учебы в вузе. Поэтому компетентностный подход к организации учебного процесса в высшей школе призван приблизить образование к требованиям жизни. Выпускник должен иметь не только высокую квалификацию, а и метаквалификацию, то есть систему знаний, которая облегчает поиск и самостоятельное усвоение новых знаний, даже таких, которые находятся за пределами его личного опыта.
Для вузов серьезной проблемой стало внедрение двухуровневой подготовки выпускников — «бакалавр-магистр». Существующие программы по дисциплинам, изучаемым просто невозможно «втиснуть» в четыре года …hlebbezdrozh13
Сегодня мы вооружены стандартам, определяющие требования к специалисту высокой квалификации. Есть конечная цель подготовки специалиста: знания, умения, компетентность, характеризующие его квалификацию.
С учетом направлений подготовки специалистов вузов должен формировать общие профессиональные и специализированные профессиональные компетенции.
Исходя из необходимости осуществления образования, которая должна иметь упреждающий характер, возникает актуальность совершенствования действующих стандартов образования, его содержания и форм организации.
Современные стандарты должны отражать как связь высшего образования со средней, так, и это главное, требования производства, которое требует уже подготовленных специалистов, на которых есть спрос. Современный выпускник нашего института идет работать в предприятия, которые существенно отличаются друг от друга и требуют решения нетипичных задач. Все это требует другого формата отношений института с производством.
Основываясь на понятиях системного анализа, нами сформулированы следующие принципы формирования специалистов нового поколения:
1. Мотивация (абитуриентов; студентов; преподавателей).
2. Агрегирование (учебных дисциплин; учебных планов; рабочих программ; кафедр).
3. Интеграция (науки, производства, образования, учебных дисциплин, рабочих программ).
4. Фундаментализация (пропитки специальных дисциплин фундаментальными; внедрение новых методов фундаментальных дисциплин необходимых для решения актуальных проблем отрасли).
Первый принцип включает, во-первых, мотивацию познавательной деятельности студентов по формированию себя как специалиста высокого уровня, во-вторых, мотивацию систематической работы профессоров и доцентов в направлении повышения своей квалификации.
Под агрегированием понимаем объединение ряда дисциплин одного направления.
Под интеграцией — частичное объединение нескольких учебных дисциплин с взаимным проникновением, с «пропиткой».
При этом целесообразно объединять мелкие дисциплины в более крупные или присоединять их к более крупным. При этом речь идет не о механическом объединении, а о слиянии дисциплин с глубокими междисциплинарными связями.
Примером агрегированной интегральной дисциплины следует считать учебную дисциплину, которая создается в учебно-научном институте пищевых технологий и бизнеса и называется «интегральная технология». Это агрегированная технология кулинарной продукции, которая сильно «пропитана» математическими, химическими, физическими методами и тому подобное.
Таким образом, проведенные нами опыты позволили аргументировано сформулировать основные подходы к совершенствованию подготовки специалистов по направлению «Пищевые технологии и инженерия»:
— Ориентация образования на потребности современного рынка труда.
— Создание собственной производственной базы.
— Глубокая фундаментализация образования.
— Агрегирование и интеграция учебных дисциплин.

Похожее ...