Трансфертное ценообразование как инструмент контроллинга на предприятии ресторанного хозяйства

tehnologii-v-restorannomu-gospodarstvi

Трансфертное ценообразование

Рассматриваются предпосылки и особенности применения зарубежной практики трансфертного ценообразования как инструмента контроллинга на предприятиях ресторанного хозяйства.
Каждый раз больший интерес у ученых и практиков вызывает контроллинг как средство эффективного управления сложными хозяйственными системами, который базируется на интегрированном подходе к созданию методической и инструментарной базы для поддержки основных функций менеджмента — планирования, учета, контроля, анализа, координации.
Одной из главных задач контроллинга управления прибылью предприятия. Поэтому можно сказать, что важнейшими объектами контроллинга расходы и центры ответственности. Именно в центрах ответственности информация аккумулируется и анализируется. Важным условием для обеспечения прозрачности в формировании финансового результата деятельности предприятия и объективной оценки вкладов центров ответственности в общий финансовый результат является использование трансфертного ценообразования.
Вместе с тем, следует отметить, что вопросы практического внедрения трансфертного ценообразования, в частности на предприятиях ресторанного хозяйства не нашло достаточного отражения в трудах отечественных ученых. Описание моделей в упомянутых работах носит теоретический характер и не учитывает особенностей различных отраслей экономики.
Учитывая вышеизложенное, возникает потребность адаптации моделей трансфертного ценообразования к специфике конкретной отрасли, в частности ресторанного хозяйства.
Целью данной статьи является исследование существующих в зарубежной практике моделей трансфертного ценообразования и возможностей их адаптации к экономическим особенностей отрасли ресторанного хозяйства.
Функционирование сложных хозяйственных образований (систем), характеризующихся производственно-технологическими, торговыми кооперированными связями между их предприятиями или подразделениями, предусматривает сочетание локальных интересов структурных единиц с общесистемными целями деятельности. При этом структурные единицы являются относительно самостоятельными и выступают центрами ответственности, каждый из которых вносит свой вклад в достижение общесистемного финансового результата. Предпосылкой получения диференцийова них оценок вкладов центров является наполнение межцентровых связей ценовой составляющей. Цены, по которым продукция или услуги переходят от одного центра ответственности в другой называются трансфертными (внутрисистемными).
Применение трансфертного ценообразования зарубежными компаниями в рамках системы контроллинга показывает, что на основе учета по центрам ответственности можно четко определить финансовый результат каждого центра, обеспечить прозрачность в формировании финансового результата компании и добиться его оптимальности, в частности, рост чистой прибыли с учетом уплаты налогов.
Представителями сложных хозяйственных систем являются предприятия (объединения) ресторанного хозяйства, в которых синтезированы производственные и торговые функции, а также функция оказания услуг по организации потребления пищи. Предпосылкой для введения трансфертного циноутвореня в ресторанном хозяйстве является экономико-организационные процессы, которые происходят в этой области, в частности, специализация и комбинирование производства.
Наиболее распространенной в ресторанном хозяйстве является технологическая специализация, которая представляет собой разделение в пространстве таких стадий производства кулинарной продукции как первичная обработка сырья, производство полуфабрикатов и приготовления блюд, комплектация наборов продукции и реализация. На каждой из этих операций специализируются определенные предприятия или их структурные подразделения. При технологической специализации в ресторанном хозяйства создаются предприятия двух типов: заготовительные, занятых первичной обработкой сырья и изготовлением полуфабрикатов и доготовочных, на которых производится готовая еда. К предприятиям первого типа относятся фабрики-заготовительные, фабрики кухни, специализированные цеха по изготовлению мясной, рыбной, овощной продукции, кондитерских изделий и другие; к предприятиям второго типа относятся рестораны, столовые, кафе, бары и другие.
В ресторанном хозяйстве наиболее распространенным является комбинирование на основе последовательности стадий обработки сырья. Такое комбинирование предусматривает объединение в одном предприятии стадий производства кулинарной продукции, а именно, переработки сырья, производства полуфабрикатов и выпуска готовой продукции. Примером таких предприятий является комбинаты общественного питания. В их состав входят: фабрика-заготовительная или кулинарная фабрика (основная производственная звено) и предприятия-доготовочных, связанные с головным предприятием единым технологическим процессом.
Итак, в ресторанном хозяйстве имеет место передача обработанного сырья, полуфабрикатов и готовой продукции от одних предприятий и структурных подразделений в других, создает основы для формирования трансфертных цен.
В ресторанном хозяйстве финансовый результат от реализации продукции собственного производства зависит от торговой наценки, устанавливается к стоимости приобретения продовольственного сырья, и вместе со стоимостью приобретения составляет цену реализации продукции. Аналогичным образом устанавливается цена на закупочные товары. Торговая наценка должна покрывать затраты на производство и реализацию продукции и обеспечивать, в лучшем случае, прибыль.
Для того, чтобы определить часть прибыли (убытка) каждого центра, необходима внутренняя дифференциация торговой наценки по центрам формирования межцентровых (трансфертных) цен.
В мировой практике чаще всего используют трансфертные цены (Transfer Price), основанные на: рыночных ценах; договорных ценах, затратах. Разновидности моделей трансфертного ценообразования (Transfer Pricing) и критерии их выбора основательно описаны в работах. Среди базовых моделей для ресторанного хозяйства близка модель «полные затраты плюс» (Cost-Plus- Pricing), которую интерперуемо как «издержки плюс наценка». Трансфертная цена будет формироваться в центрах затрат (Cost Center).
При рассмотрении трансфертной цены, как рекурсивной функции, зависящей от трансфертной цены приобретения и добавленной внутренней наценки, данная модель будет трансформироваться в модель «трансфертная цена плюс наценка».
Формирование трансфертной цены должно происходить исходя из того, что для центра — получателя незавершенной продукции, товаров, услуг существует альтернатива поступления с внешнего рынка по принятой цене (рыночной цене). В свою очередь, центр, передает, должен иметь право реализации своей продукции на внешнем рынке, но при этом должны сохраняться ценовые приоритеты во внутренних отношениях с центром — получателем.
Передавая (отпуская) продуктовые еле-менты, полуфабрикаты, готовую продукцию, товары из одного центра в другой, передающий центр должен при установлении наценки учитывать ограничения на трансфертную цену, которое будет задаваться центром — получателем. В цепочке этапов производственно-торгового процесса окончательное ограничение будет установлено центром дохода (Revenue Center). Он будет формировать окончательную торговую наценку по каждой реализационной наценке, а, следовательно, и цену для покупателя.
Формирование цены реализации обеспечиваться постепенным трансфертным ценообразованием. Ограничения на внутренние наценки, как и на трансфертные цены будут определяться исходя из плановой (или скорректированной плановой) цены реализации и плановых расходов. Важным будет плановое унылое значение ограничения, стимулировать к снижению затрат и большей прибыли.garson
Зачисление переданных центром-передатчиком продовольственного сырья, закупаемых полуфабрикатов, промежуточной продукции собственного производства к реализованным проводиться с учетом их использования в центре — получатели для изготовления продукции, причислена к реализованной. Расчеты физических объемов переданных продуктовых элементов, будут зачисляться в реализованных, будут осуществляться исходя из норм их использования для изготовления реализованной (зачисленной в реализованной) продукции в соответствии с рецептурой, объемов реализованной продукции с учетом применяемого в центре — получатели метода учета запасов. Такие расчеты надо провести по всем взаимосвязанных в цепочке трансфертных передач центрах, вплоть до выхода на готовую продукцию. При этом начальным физическим объемом реализации, который будет использоваться для инициации расчетов, будет объем, заданный последним в цепочке центром реализации готовой продукции.
Общая прибыль (системный прибыль до налогообложения) по всем реализационными позиции должен совпадать с суммой доходов центров.
Некоторые центры могут иметь ущерб, как отрицательное значение финансового результата, но его наличие не должна быть случайной, а такой, что аналитически обоснована и разрешена центром прибыли. Объяснением такой ситуации, в частности, может быть тот факт, что убыточным центром покрывается значительная часть совокупных постоянных затрат и он выступает как системно целесообразен.
В общем установления трансфертной цены должно базироваться на сочетании аналитической самооценки центров затрат и дохода относительно возможностей роста прибыли, при активном взаимодействии центров затрат и дохода относительно возможностей роста прибыли, при активном взаимодействии центров между собой, с координацией решений этих центров с центром
прибыли (Profit Center) для достижения системных целей.
Реализация подхода к организации трансфертного ценообразования на предприятиях ресторанного хозяйства, изложенного в данной статье обеспечит прозрачность участия центров ответственности в формировании общего финансового результата, будет способствовать оценке эффективности деятельности структурных подразделений и тем самым служить действенным инструментом контроллинга. Результаты проведенного исследования будут способствовать дальнейшей разработке практических рекомендаций по внедрению контроллинга на предприятиях ресторанного хозяйства.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Влияние замораживания-размораживания на микроструктурную характеристику мясного фарша

Похожее ...