Трансфертное ценообразование как инструмент контроллинга на предприятии ресторанного хозяйства

tehnologii-v-restorannomu-gospodarstvi

Трансфертное ценообразование

Рассматриваются предпосылки и особенности применения зарубежной практики трансфертного ценообразования как инструмента контроллинга на предприятиях ресторанного хозяйства.
Каждый раз больший интерес у ученых и практиков вызывает контроллинг как средство эффективного управления сложными хозяйственными системами, который базируется на интегрированном подходе к созданию методической и инструментарной базы для поддержки основных функций менеджмента — планирования, учета, контроля, анализа, координации.
Одной из главных задач контроллинга управления прибылью предприятия. Поэтому можно сказать, что важнейшими объектами контроллинга расходы и центры ответственности. Именно в центрах ответственности информация аккумулируется и анализируется. Важным условием для обеспечения прозрачности в формировании финансового результата деятельности предприятия и объективной оценки вкладов центров ответственности в общий финансовый результат является использование трансфертного ценообразования.
Вместе с тем, следует отметить, что вопросы практического внедрения трансфертного ценообразования, в частности на предприятиях ресторанного хозяйства не нашло достаточного отражения в трудах отечественных ученых. Описание моделей в упомянутых работах носит теоретический характер и не учитывает особенностей различных отраслей экономики.
Учитывая вышеизложенное, возникает потребность адаптации моделей трансфертного ценообразования к специфике конкретной отрасли, в частности ресторанного хозяйства.
Целью данной статьи является исследование существующих в зарубежной практике моделей трансфертного ценообразования и возможностей их адаптации к экономическим особенностей отрасли ресторанного хозяйства.
Функционирование сложных хозяйственных образований (систем), характеризующихся производственно-технологическими, торговыми кооперированными связями между их предприятиями или подразделениями, предусматривает сочетание локальных интересов структурных единиц с общесистемными целями деятельности. При этом структурные единицы являются относительно самостоятельными и выступают центрами ответственности, каждый из которых вносит свой вклад в достижение общесистемного финансового результата. Предпосылкой получения диференцийова них оценок вкладов центров является наполнение межцентровых связей ценовой составляющей. Цены, по которым продукция или услуги переходят от одного центра ответственности в другой называются трансфертными (внутрисистемными).
Применение трансфертного ценообразования зарубежными компаниями в рамках системы контроллинга показывает, что на основе учета по центрам ответственности можно четко определить финансовый результат каждого центра, обеспечить прозрачность в формировании финансового результата компании и добиться его оптимальности, в частности, рост чистой прибыли с учетом уплаты налогов.
Представителями сложных хозяйственных систем являются предприятия (объединения) ресторанного хозяйства, в которых синтезированы производственные и торговые функции, а также функция оказания услуг по организации потребления пищи. Предпосылкой для введения трансфертного циноутвореня в ресторанном хозяйстве является экономико-организационные процессы, которые происходят в этой области, в частности, специализация и комбинирование производства.
Наиболее распространенной в ресторанном хозяйстве является технологическая специализация, которая представляет собой разделение в пространстве таких стадий производства кулинарной продукции как первичная обработка сырья, производство полуфабрикатов и приготовления блюд, комплектация наборов продукции и реализация. На каждой из этих операций специализируются определенные предприятия или их структурные подразделения. При технологической специализации в ресторанном хозяйства создаются предприятия двух типов: заготовительные, занятых первичной обработкой сырья и изготовлением полуфабрикатов и доготовочных, на которых производится готовая еда. К предприятиям первого типа относятся фабрики-заготовительные, фабрики кухни, специализированные цеха по изготовлению мясной, рыбной, овощной продукции, кондитерских изделий и другие; к предприятиям второго типа относятся рестораны, столовые, кафе, бары и другие.
В ресторанном хозяйстве наиболее распространенным является комбинирование на основе последовательности стадий обработки сырья. Такое комбинирование предусматривает объединение в одном предприятии стадий производства кулинарной продукции, а именно, переработки сырья, производства полуфабрикатов и выпуска готовой продукции. Примером таких предприятий является комбинаты общественного питания. В их состав входят: фабрика-заготовительная или кулинарная фабрика (основная производственная звено) и предприятия-доготовочных, связанные с головным предприятием единым технологическим процессом.
Итак, в ресторанном хозяйстве имеет место передача обработанного сырья, полуфабрикатов и готовой продукции от одних предприятий и структурных подразделений в других, создает основы для формирования трансфертных цен.
В ресторанном хозяйстве финансовый результат от реализации продукции собственного производства зависит от торговой наценки, устанавливается к стоимости приобретения продовольственного сырья, и вместе со стоимостью приобретения составляет цену реализации продукции. Аналогичным образом устанавливается цена на закупочные товары. Торговая наценка должна покрывать затраты на производство и реализацию продукции и обеспечивать, в лучшем случае, прибыль.
Для того, чтобы определить часть прибыли (убытка) каждого центра, необходима внутренняя дифференциация торговой наценки по центрам формирования межцентровых (трансфертных) цен.
В мировой практике чаще всего используют трансфертные цены (Transfer Price), основанные на: рыночных ценах; договорных ценах, затратах. Разновидности моделей трансфертного ценообразования (Transfer Pricing) и критерии их выбора основательно описаны в работах. Среди базовых моделей для ресторанного хозяйства близка модель «полные затраты плюс» (Cost-Plus- Pricing), которую интерперуемо как «издержки плюс наценка». Трансфертная цена будет формироваться в центрах затрат (Cost Center).
При рассмотрении трансфертной цены, как рекурсивной функции, зависящей от трансфертной цены приобретения и добавленной внутренней наценки, данная модель будет трансформироваться в модель «трансфертная цена плюс наценка».
Формирование трансфертной цены должно происходить исходя из того, что для центра — получателя незавершенной продукции, товаров, услуг существует альтернатива поступления с внешнего рынка по принятой цене (рыночной цене). В свою очередь, центр, передает, должен иметь право реализации своей продукции на внешнем рынке, но при этом должны сохраняться ценовые приоритеты во внутренних отношениях с центром — получателем.
Передавая (отпуская) продуктовые еле-менты, полуфабрикаты, готовую продукцию, товары из одного центра в другой, передающий центр должен при установлении наценки учитывать ограничения на трансфертную цену, которое будет задаваться центром — получателем. В цепочке этапов производственно-торгового процесса окончательное ограничение будет установлено центром дохода (Revenue Center). Он будет формировать окончательную торговую наценку по каждой реализационной наценке, а, следовательно, и цену для покупателя.
Формирование цены реализации обеспечиваться постепенным трансфертным ценообразованием. Ограничения на внутренние наценки, как и на трансфертные цены будут определяться исходя из плановой (или скорректированной плановой) цены реализации и плановых расходов. Важным будет плановое унылое значение ограничения, стимулировать к снижению затрат и большей прибыли.garson
Зачисление переданных центром-передатчиком продовольственного сырья, закупаемых полуфабрикатов, промежуточной продукции собственного производства к реализованным проводиться с учетом их использования в центре — получатели для изготовления продукции, причислена к реализованной. Расчеты физических объемов переданных продуктовых элементов, будут зачисляться в реализованных, будут осуществляться исходя из норм их использования для изготовления реализованной (зачисленной в реализованной) продукции в соответствии с рецептурой, объемов реализованной продукции с учетом применяемого в центре — получатели метода учета запасов. Такие расчеты надо провести по всем взаимосвязанных в цепочке трансфертных передач центрах, вплоть до выхода на готовую продукцию. При этом начальным физическим объемом реализации, который будет использоваться для инициации расчетов, будет объем, заданный последним в цепочке центром реализации готовой продукции.
Общая прибыль (системный прибыль до налогообложения) по всем реализационными позиции должен совпадать с суммой доходов центров.
Некоторые центры могут иметь ущерб, как отрицательное значение финансового результата, но его наличие не должна быть случайной, а такой, что аналитически обоснована и разрешена центром прибыли. Объяснением такой ситуации, в частности, может быть тот факт, что убыточным центром покрывается значительная часть совокупных постоянных затрат и он выступает как системно целесообразен.
В общем установления трансфертной цены должно базироваться на сочетании аналитической самооценки центров затрат и дохода относительно возможностей роста прибыли, при активном взаимодействии центров затрат и дохода относительно возможностей роста прибыли, при активном взаимодействии центров между собой, с координацией решений этих центров с центром
прибыли (Profit Center) для достижения системных целей.
Реализация подхода к организации трансфертного ценообразования на предприятиях ресторанного хозяйства, изложенного в данной статье обеспечит прозрачность участия центров ответственности в формировании общего финансового результата, будет способствовать оценке эффективности деятельности структурных подразделений и тем самым служить действенным инструментом контроллинга. Результаты проведенного исследования будут способствовать дальнейшей разработке практических рекомендаций по внедрению контроллинга на предприятиях ресторанного хозяйства.

Еще рецепт  Использование подсолнечное масло высокоолеинового типа для изготовления заварного теста

Похожее ...